Вера Алехова

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Янтарь – символ родного края».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Янтарь – символ родного края».
Старший дошкольный возраст.

 

Цель

Знакомство с янтарем и изделиями из него, формирование эстетического восприятия красоты окружающего мира.

Задачи

- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добычей янтаря;

- расширять знания детей о родном крае.

- продолжать развивать диалогическую речь;

- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

- воспитывать умение дружно работать в коллективе.

Оборудование и материалы

Иллюстрации Балтийского побережья, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной водой, соль, кусочки шерстяной ткани. Технические средства (ноутбук), презентация «Камень, рожденный деревом», посылка, записи звуков моря.

Предварительная работа

Организация мини – музея моря и янтаря, чтение книг, рассматривание иллюстраций о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря.  Просмотр мультфильма «Легенда о камне», создание презентации на тему. Подбор музыки и звуков природы к презентации.

Интеграция

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия

 

«Мелодия на выход», сначала громко, затем- тихо.

 Приветствие. Психогимнастика «Передай улыбку соседу».

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живёт, то куда – то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть – тоска её боится. (Улыбка)

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае живете вы?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

 

Включаем презентацию «Карта нашей области»

1 слайд

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область.  Это и есть наша малая Родина.

2 слайд

Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему.

Выключаем презентацию.

Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает)

«Здравствуйте, ребята! Как-то по телевизору шла передача «Хочу все знать». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашем музее камней есть этот солнечный камень, и прошу вас написать: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Почемучкин. Р. S. Посылку откроете, когда будете писать ответ. Это гостинец от моего дедушки».

Чтобы узнать ответы на вопросы Почемучкина, мы должны совершить с вами путешествие на берег Балтийского моря. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.

«Морской прибой», сначала громко, затем – тише.

 (Звучит шум морских волн).

Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря, медленно идем по побережью.

И что же здесь необычного? Идем по песку, по камешкам и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите!

(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).

 Как называется этот необыкновенный желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарем.

Воспитатель: Правильно, янтарь. Возьмите его в ладошки.

Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа, как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.

 (Запись шума моря, показ презентации)

 

Одновременно включаем «Морской прибой» (тихо) и презентацию «Янтарь»

2 слайд:

Летом многие жители и гости нашей области едут отдыхать на море: купаются, загорают, прогуливаются вдоль берега Балтийского моря и, конечно же, находят на берегу красивые золотистые камешки. Что это?

Правильно, янтарь.

Особенно много янтаря дарит нам море после шторма.

Наверняка у многих есть дома дары нашего Балтийского моря – как воспоминание о теплом лете.

3 слайд:

Этими солнечными камушками все любуются, о них многое говорят. Больше всего янтарь рассказывает о себе сам. Десятки миллионов лет назад росли на берегу Балтийского моря янтароносные древние сосны. Сосны плакали от жары, истекали смолой. Деревья гибли, попадали в почву, засыпались землёй. Вместе с деревьями смола упала на землю и за долгие годы стала прекрасным солнечным камнем. Многочисленные ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.

4 слайд

Кусочки янтаря бывают разные. Среди них есть золотисто-жёлтые, зеленоватые, красноватые, совсем белые и даже голубые, всего более 350 оттенков.

5 слайд

Чаще всего размер кусочков 1-3 см, но встречаются и большие. В нашем Калининградском музее янтаря есть кусок массой 4,28 кг. Самый большой кусок янтаря хранится в Берлине – 9,75 кг.

6 слайд

Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.

7 слайд

Добываемый камень передают на Калининградский янтарный комбинат, построенный еще в 1947 г.

8 слайд

Янтарь рассказывает о жизни в древнем «янтарном» лесе. Внутри некоторых янтариков можно увидеть муху, паучка, комарика, кусочек древесной коры или травинку. Частички попали туда, когда смола была совсем жидкой. Такие включения называются инклюзами. Кусочки такого янтаря очень ценны для науки.

9 слайд

В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, считалось, что этот камень может защитить от колдовства и сглаза.

Маленьким детям вешали янтарную бусинку или кусочек янтаря на булавке от сглаза, взрослые носили янтарные обереги.

10 слайд:

Янтарь – лекарь.

Во все времена тёплый солнечный камень использовали в медицине.

Люди носили янтарь в карманах от камней в почках, носили бусы от головных болей, при заболеваниях щитовидной железы, ушей, носа, горла.

11 слайд

Янтарь – ценный поделочный камень.

Очень важное свойство янтаря – способность поддаваться обработке; его можно резать, плавить, шлифовать. Мастера очень любят создавать прекрасные янтарные изделия!

12 – 13 слайды

Посмотрите, какие замечательные произведения искусства изготовили калининградские мастера для нашего музея янтаря!

14 слайд

Прозрачный, теплый, золотистый!
Камней других красивей - камень-царь!
На броши, бусы и монисто -
Из слез сосны рождается янтарь!

15 слайд

Янтарь! Во все времена он привлекал человека «своей таинственной туманностью, сверкающим блеском, своими загадочными свойствами, волшебством и красотой».

Спасибо за внимание!

Воспитатель: Предлагаю еще раз прогуляться по берегу и найти каждому свой янтарик.

Физкультминутка

 По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами)

 В нем янтарь сейчас найдем. (наклоняются, как будто за янтарем)

Свой янтарик сохраним, (прижимают к сердцу)

В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

Один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.

(Воспитатель произносит волшебные слова, звучит музыка).

Вот мы и в своём любимом садике. Ребята, в нашей группе есть мини-музей моря и янтаря. И сейчас появится наш главный экскурсовод – Маленькая Хозяюшка солнечного камня.

Мелодия «Лера»

Хозяюшка Солнечного камня:

-Здравствуйте, ребята и гости дорогие! Рада вас встретить в нашем музее! Полюбуйтесь, какой он весёлый и солнечный. Ведь у нас светят два солнца. Хотите знать, почему? Слушайте легенду!

Давным - давно, когда еще людей на Земле не было, и даже время не начало еще свой безостановочный бег, стоял на земле вечный день, и было вечное лето, потому что в небе тогда светили два солнца. Не было тьмы, не было холода — только свет и тепло. Одно солнце было поменьше и находилось повыше, второе же, большое и тяжелое, светило почти над самой землей. Однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его, и оно упало в море. Холодные волны остудили его, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки. А на земле с тех пор началась смена дня и ночи, лета и зимы, потому что одно солнце не успевало освещать одновременно Землю со всех сторон. А море стало выносить на берег маленькие кусочки янтаря, в каждом из которых до сих пор сохранилась капля застывшего солнечного света.

Тысячи лет янтарь, как и море, покоряет своей красотой и своими тайнами. А чтобы лучше узнать этот тёплый камень, приглашаю в свою лабораторию.

Работа в лаборатории. Опыты с янтарём:

Пройдите к столам и посмотрите на экспонаты музея. Я предлагаю вам рассмотреть янтарь через лупу.

(Приглашаю детей за столы, где приготовлены лупы и кусочки янтаря для каждого ребенка).

(Дети изучают янтарь, описывают цвет, форму).

Воспитатель: мы узнали, что янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты.

Опыт 1. Опускаем янтарь в пресную и солёную воду.

Если опустить янтарь в стакан с соленой водой, то он не будет тонуть, т.к. плотность янтаря равна плотности соленой воды. Таким образом можно отличить настоящий камень от подделки

Вывод: Это объясняет, почему на берегу моря так много янтаря. В солёной воде янтарь становится легче, и солёная морская вода его выталкивает на поверхность.

Опыт №2 Потереть янтарь в руках.
Если потереть янтарь в руках, то он начинает издавать тонкий хвойный аромат, что и говорит о его растительном происхождении.

Опыт №3. Трём янтарь о кусок шерстяной ткани.
Если потереть янтарь о кусок шерстяной ткани, то он начнет притягивать к себе тонкую бумагу и шерстяные нити, что говорит о его электропроводимости.

Опыт 4. Попробуем его порезать, отшлифовать и отполировать.

Проделав это, мы увидели, как янтарь легко поддается обработке: режется, шлифуется и полируется. Но при этом нельзя забывать, что янтарь хрупкий камень, и его обработка требует особых навыков и мастерства.

Вывод: Янтарь легко поддается обработке. Благодаря этому свойству, камень широко используется в ювелирной промышленности. Из него изготавливают украшения и другие удивительные вещи.

Воспитатель:

-Ребята, какие свойства янтаря узнали?

Творческое задание:

Янтарь – символ счастья и здоровья. Предлагаю изготовить талисман из янтаря на здоровье и удачу. Хозяюшка солнечного камня, ты будешь помогать нашим ребятам.

Мелодия «Поделки»

Украшение янтарём сердечек из солёного теста.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали? Что вы расскажете дома?

Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.

Мы собирали янтарь.

Мы узнали, что такое янтарь.

 Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.

Воспитатель: Как много мы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту.

Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам дедушка Почемучкина. Здесь лежит записка. «В этой ягоде содержится янтарная кислота. Приятного вам аппетита! Не болейте!»

(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо всем!

«Мелодия на выход»

23 октября 2018 в 14:04

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Янтарь – символ родного края».

Описание файла:

Файл называется: jantar-simvol-rodnogo-kraja_4sesj.pptx

Это официальный файл организации «Вера Алехова», в нём содержится Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Янтарь – символ родного края»..

Размер файла: 2,64 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.